Подписаться

Имя:

Почта:



Сне Виктория Шнабель. Следуя за энергией: Проход от личного к общественному


The-Knowing-Field-28-cover-310x400

 

Статья опубликована в международном журнале по расстановкам The Knowing Field, issue 28 / June 2016. Подписаться на журнал>>
Публикуется с разрешения главного редактора журнала Барбары Морган.


Использование материалов данного сайта разрешается только в некоммерческих целях, с обязательным указанием авторов, редакторов, переводчиков и активной ссылкой на www.constellations.ru. Подробнее о правилах использования материалов сайта>>


Подписка на рассылку со статьями, переводами, новостями>>


sneh-victoria-schnabel_1Следуя за энергией: Проход от личного к общественному.

Интервью Дианы Клер Дуглас со Сне Викторией Шнабель.

Переводчик: Наталья Невидимова.
Редактор: Ольга Питерцева.
Научный консультант и второй редактор: Елена Веселаго.


Эта беседа проходила в Сан-Диего во время североамериканской Конференции по Системным Расстановкам 12 ноября 2015 г. и позже продолжилась через GotoMeeting1, с Дианой в Оттаве (Канада) и Сне в Фрайбурге (Германия).

Сне Виктория Шнабель - расстановщик международного уровня, тренер, докладчик, тренер ежегодного международного Интенсива в Германии, основатель и директор Института «Школа Неизведанного Пути». Автор публикаций на английском и немецком языках, среди которых «Расстановки хаотичного движения», опубликованная в десятом выпуске журнала «The Knowing Field». Соавтор книги «Возвращение принадлежности к сообществу Планеты: Системные расстановки с природой».

В своей работе Сне использует следующие подходы: сочетание расстановочной работы с духовной; сочетание расстановочной работы с телесными практиками; расстановки хаотичного движения.

Помимо основной работы, она увлекается садоводством в городской среде, рисованием и просмотром фильмов со своим мужем-американцем. Они живут и работают в Германии, во Фрайбурге - столице Шварцвальда.

Я беседовала со Сне 12 ноября 2015 г. в Сан-Диего, Калифорния во время североамериканской Конференции по системным расстановкам 11-15 ноября 2015 г., и далее мы продолжили общение в интернете через GotoMeeting (1), Диана находилась в Оттаве (Канада) и Сне в Фрайбурге (Германия).

Ниже я привожу нашу беседу, переработанную для печати.

Вначале я работала как семейный расстановщик, а также обучала этому методу, что было естественным шагом для меня как для опытного преподавателя и травматерапевта взрослых. Через какое-то время я почувствовала желание заниматься расстановками более масштабных социальных запросов для сообщества. Я знала, что мне понадобится более высокий уровень понимания систем. Семейные системы могут быть сложными, однако организационные системы и бОльшие сообщества значительно от них отличаются. Для обучения и получения опыта я участвовала в программе Джуди Вилкинс-Смис «Организационные Динамики» в Оттаве (2013-2014). Меня интересовало, призывает ли нас Поле применять наш опыт, навыки, а также красоту и мощь этой работы для пользы всех живых существ, Планеты, Целого и Всего. Я хочу быть на связи с другими расстановщиками, чтобы поделиться тем, что проявляется в нашей работе с общественными запросами. Отсюда этот цикл статей.

Мое первое интервью этой серии было с Яном Яковом Стамом: «Общественные запросы: самораскрывающиеся расстановки», опубликованное в журнале «The Knowing Field», выпуск 26, июнь 2015. Следующее интервью было с Лизой Иверсен «Принадлежность к нашим странам: Американская душа и Канадская душа», опубликованное в «The Knowing Field», выпуск 27, январь 2016.

Я всегда была под впечатлением от того, как Сне проводит расстановки и знала, что хочу включить ее в этот цикл интервью. Было здорово начать общение с ней на североамериканской конференции. Как всегда, она дала мне богатую пищу для размышлений, особенно о подготовке групп к работе с общественными запросами.

Диана: Я благодарю тебя за то, что нашла время поговорить со мной о работе с общественными запросами, или расстановках сообществ. Как я уже отмечала, сейчас, после того, как я стала опытным семейным и организационным расстановщиком, я чувствую стремление служить на глобальном уровне. Я начинаю слышать подобное и от других расстановщиков тоже. Возможно, это новое направление в системной расстановочной работе? Существует некоторое количество расстановщиков, которые различными способами делают это, но об этом почти не говорят и не пишут. Возможно, я что-то пропустила? Хотелось бы узнать твое мнение.

Сне: Мне тоже интересна эта тема, но я чувствую себя в ней как младенец, потому что, как мне казалось, я ничего подобного не практиковала. Но ты мне напомнила о расстановке, которую мы делали в Бернриде2 в 2011 г. для Японии, после Фукусимы. Я так рада, что ты это помнишь! Когда я провожу расстановку, я очень часто забываю, что там было. Но когда ты напомнила мне об этой работе, я поняла, что уже проводила подобные процессы. Припоминаю, совсем недавно на группе произошло нечто, из-за чего потребовался данный тип работы. Это не была большая расстановочная работа по запросу. В начале семинара я упомянула о том, что происходит сейчас с потоком мигрантов и беженцев в Европе. Германию действительно сотрясает от этого. Поток людей бесконечен. И много чувств и эмоций «за» это и голосов «против». Места, где беженцы должны находить приют, сжигаются, беженцы подвергаются нападениям. Это не массовое явление, но это происходит. Итак, тогда я была в Южной Италии и работала с группой в 50 человек. Италия тоже была наводнена мигрантами, прибывающими к ее берегам, живыми и мертвыми. После вступительной беседы я провела расстановки в группах по трое. Части, которые были выставлены: личный запрос, качество души, способное помочь решить проблему, и они сами. Когда мы все вернулись в группу, один из участников, который весь дрожал, сказал: «У меня было откровение, и мне надо поговорить об этом. Когда я закрыл глаза, перед моим мысленным взором предстали эти потоки прибывающих людей, и я чувствовал, что это будто бы евреи, взывающие о частях их душ, утерянных во время Холокоста». Мы все сидели в молчании, потрясенные сказанным. Это не была групповая расстановка, это не было совместной работой в группе, однако то, чем поделился этот мужчина, привело нас к более глубокому осмыслению происходившего. Когда я шла на группу, у меня не было идеи проводить расстановку по вопросу беженцев. Но этот запрос проявилась на группе сам собой. Мой подход следующий: если что-то «всплывает» в группе, как в Бернриде, когда японцы спросили меня, можем ли мы сделать расстановку о Фукусиме, я говорю: «Да». Я просто нахожусь в потоке того, что мне приходит. Для меня это самый лучший способ работы.

Расстановка в Бернриде была очень мощной и трогательной, поскольку присутствовали коллеги и студенты из Японии, на которых трагедия на Фукусиме так или иначе повлияла. Не было сомнения в том, что нужно что-то с этим сделать. Я не имела в виду, что это повлияет всю страну и сообщество, я в первую очередь работала для тех людей.

Диана: Это была особенно волнительная расстановка для меня, поскольку я была заместителем души Японии. Ты помнишь сопротивление группы в этой расстановке?

Сне: Нет, ничего такого не припоминаю.

Диана: О, это было правда очень болезненно. Ты сказала группе, что есть запрос на расстановку для японского народа, и хотя это отклонение от первоначального плана семинара, ты намерена сделать эту работу. Насколько я помню, половина участников семинара была не рада тому, что ты сдвигаешь работу с уровня личного запроса на уровень сообщества. В какой-то момент, после того, как ты попросила участников озвучить запросы, ты сказала всем нам: «Встаньте, начните движение по кругу, и мы будем наблюдать. И увидим, что произойдет». В тот момент мы не знали, будет ли сейчас расстановка о Японии. Ты вошла в поле вместе с нами, и мы пошли по кругу. Мы обошли комнату, затем ты взяла меня за руку и сказала: «Будешь душой Японии?» И затем началась расстановка. Считаешь ли ты, что этот процесс можно описать как известные мне «расстановки хаотичного движении»?

Сне: Расстановки хаотичного движения3 получили свое название в группе учащихся в Боулдере, Колорадо. Я использую Энергию, свободно текущую в помещении. Когда я прошу всю группу встать и начать перемещаться по кругу, у меня в голове еще нет темы. Мы просто можем увидеть из состояния группы, какая тема хочет быть проявленной. Например, в Бернриде я не была уверена, какая тема пришла. Я лишь хотела проверить, достаточно ли энергии в группе, чтобы сделать расстановку по Фукусиме. В результате этого движения маленькие группы могут собираться и вставать вместе; какие-то небольшие процессы могут случиться, что даст намек, куда энергия хочет направиться. Через некоторое время энергия замедляется и приходит туда, где считает правильным остановиться. Мы садимся все вместе и делимся тем, что произошло с каждым. Очень часто во время расстановки сообществ проявляются личные запросы участников и находится их решение.

Другой способ делать такие расстановки - это иметь заданную тему. Участник может озвучить запрос или группа знает и чувствует, что в помещении присутствует конкретная энергия. Группа ощущает запрос, даже если мы не можем его как-то назвать, и мы фокусируемся на этом. Затем мы все встаем в круг. Хорошо, чтобы каждый участник проверил: «достаточно ли у меня энергии, чтобы быть в этой расстановке?», «есть ли у меня доступ, чтобы участвовать в этой расстановке?» (это очень красивый способ, автор которого Франческа Мэйсон Боринг). Люди, которые чувствуют недостаточно энергии для участия в этой расстановке, садятся на место, остальные остаются стоять. Я приглашаю участников следовать своему движению. И затем из всего этого начинает возникать что-то, что имеет отношение к запросу, и это что-то дает инсайты и намеки, куда смотреть дальше. Как расстановщик я вхожу в Поле и собираю все эти подсказки. Так, например, я прошу каждого заместителя остановиться и задать себе вопрос: «что происходит?», «что ты чувствуешь?», «что, как ты думаешь, ты замещаешь?».

Возникают картинки, и обычно случается, что в какой-то момент группа начинает понимать, о чем она. Что хочет быть увиденным/проявленным прямо сейчас, в это время, в этой группе людей? И далее, каков результат работы этой группы?

Диана: Мне бы хотелось развить некоторые идеи, которые ты сейчас озвучила. Например, в расстановке Фукусимы я впервые почувствовала сопротивление при движении от личного уровня к уровню сообщества. Мне интересно, присутствует ли это сопротивление движению от личного/семейного и организационного уровня к работе с глобальными запросами также и в поле расстановщика? Это не хорошо и не плохо, это просто некое понимание того, что может быть в Поле.

Сне: У меня нет другого способа узнать, кроме как увидеть, как это происходит со мной. Но что я могу сказать, несколько лет назад я работала с группой, и вся группа почувствовала злость, потому что я перешла от личного запроса на уровень социальных систем. Это было довольно тяжело и тревожно, и нам потребовалось время до самого вечера, чтобы участники снова стали открытыми и дружелюбными. Здесь было два момента. Во-первых, группа полностью разъединилась из-за этого запроса. Возможно, потому что я была расстановщиком из Германии, работающим в стране, разрушенной во время Второй Мировой войны. А мы в той работе расставляли истории военного времени. Люди чувствовали, что они перегружены событиями в группе, и пространство перестало быть безопасным. На одну треть группы остальные участники смотрели, как на старого врага, и казалось, будто эта треть просила остальных сделать что-то против их воли. Мы столкнулись с влиянием поля социальных систем на состояние группы.

Хотя и было некое разрешение этой расстановки, оно не было изящным, и я бы не хотела повторить подобный опыт снова. Эта расстановка отличалась от расстановки для Японии, где, как ты помнишь, тоже было сопротивление. Там было смещение запроса с личного уровня на общественный, что и поменяло энергию в пространстве. Это может указывать на то, что группа с трудом справляется в момент перехода работы на уровень общественного, и как следствие возникает сопротивление.

Диана: В Северной Америке мы слишком индивидуалисты. Способствует ли это сопротивлению, делая более сложным движение от личного к общественному?

Сне: Мне кажется, это взаимосвязано. И если имеется очень много травм на личном уровне и требуется осознание личной истории, то почти не остается сил, чтобы посмотреть на что-то с более высокого уровня или через призму общественного.

Диана: А еще существует аспект «духовного обхода проблемы» во многих духовных сообществах. Люди хотят обращаться к более масштабным проблемам, чтобы не смотреть на личные и сопротивляться их исцелению, которое, возможно, им необходимо.

Сне: Да, как расстановщик, ты должна об этом помнить. Слушай внимательно, что человек говорит и как он это говорит. Если кто-то запрашивает расстановку больших событий, с ним лично никак не связанных, я ставлю человека как заместителя самого себя и заместителя на роль Большого События. Часто человек выходит на личную историю. И он может увидеть, как его собственные проблемы соотносятся с бОльшим, но они скрыты за или под ним.

Например, если человек говорит: «Я глубоко тронут кризисом беженцев» и запрашивает расстановку, я назначаю троих заместителей: человек, обеспокоенный кризисом беженцев; кризис; заместитель для того, что стоит за этим. Это способ проверить, необходима ли человеку проработка личного запроса или он уже готов работать для сообщества.

Диана: В моих интервью я часто задаю вопрос: что расстановщик должен сделать, чтобы подготовиться к проведению расстановки сообществ. Из чего я пришла к выводу, что, возможно, прежде чем проводить их, с группой нужно провести подготовительную работу. Когда ты описывала расстановку хаотичного движения, ты сказала, что участники должны проверить, достаточно ли у них энергии, чтобы быть заместителями. Джуди Вилкинс-Смис в своей обучающей программе поделилась моделью Бертольда Ульсамера. Когда расстановщик входит в Поле, он использует разные способы: через энергию, через факты и через порядки. Похоже, ты настроена на вход через энергию. Не каждый знаком или чувствует себя комфортно с «энергией». Ты проходила какое-то специальное обучение энергетическим практикам?

Сне: Я являюсь ученицей Духовного Мастера Ошо, который обучал множеству энергетических практик, также была и личная работа. В его ашраме мы были участниками групп, где терапевты работали с энергией, а именно учились чувствовать, как ощущать энергию в себе, как чувствовать ее в других, как чувствовать движение энергии. Этому была посвящена большая часть его медитаций, поэтому мы каждый день практиковали чувствование энергии. На моих собственных тренингах мы работаем с тем, что является личной энергией каждого в группе и что есть энергия группы. Готовы ли участники помогать другим? Это просто чувствуется в пространстве. Иногда человек запрашивает расстановку, а энергии у группы нет. В этом случае я ставлю человека в известность и прошу проявить терпение до момента, когда группа будет готова. Это может означать, что в рамках семинара будет проведено меньше расстановок, чем хотят участники. Я пришла к выводу, что меньше значит больше. Осознавать, как получена энергия, как мы можем ее усилить и поддерживать, - полезно для каждого из нас.

Диана: Ты также упомянула, что Франческа Мэйсон Боринг учит просить доступ. Каким образом ты точно понимаешь, что доступ или разрешение получены?

Сне: Задай внутри себя вопрос: «у меня есть разрешение от моих собственных предков»? Ты можешь услышать «да» или «нет», увидеть предков кивающими, можешь почувствовать, как твой желудок сжался, что означает «нет» или поток энергии в теле, что означает «да». Я иногда обучаю как услышать «да» или «нет» в теле по методу Эриксоновского гипноза, и тогда мы можем чувствовать ответ через тело. После того, как ты спросила своих предков о доступе и получила положительный ответ, спроси предков остальных участников расстановки. Например, тебя просят быть заместителем, ты запрашиваешь доступ и слышишь «нет». Но затем что-то происходит, сдвигается, и ты чувствуешь «да» и можешь войти в Поле. Также ты можешь почувствовать в теле, что расстановка завершена.

Диана: На мой взгляд, расстановки хаотичного движения очень хорошо применимы в работе на глобальном уровне. Если участники группы имеют намерение служить глобальному, то работа с глобальными запросами возможна.

Сне: Да, да! Я легко могу это представить. Скажем, группа людей - волонтеры в лагере беженцев, они эмоционально истощены и вымотаны и не знают, что делать дальше. Было бы здорово прийти на группу супервизии, чтобы через расстановку и другие практики подкрепить силы и увидеть, почему и когда они теряют энергию и что будет хорошим решением для них. Случается, некоторые волонтеры погружаются в личные травмы вследствие резонанса с тем, что они видят в работе с беженцами. Они находятся в поле травмы в процессе ежедневной работы. Поэтому всплывают их собственные проблемы, что истощает их сверх меры. Другие травмируются тем, что слышат о травме. Может быть, расстановка покажет более глубокое направление, даже глобальное, указывающее, каким энергиям сейчас необходимо дать движение на нашей планете.

Диана: Но ты бы не стала делать расстановки непосредственно с беженцами?

Сне: Беженцам нужны другие вещи, такие как поддержка, еда, укрытие, медицинская помощь. Не расстановки. Расстановкам должно быть правильное место и время.

Диана: Я много думаю о Полях. Мы работаем в «Знающем Поле». Я ценю это, люблю и горжусь быть частью этого! Внутри «Знающего Поля» люди, которые работая с семейными историями, вовлечены в более масштабные процессы. Например, если мы работаем с детьми жертв Холокоста, мы входим в Поле социальной системы. Но мы воспринимаем это как семейную расстановку. Это душа семьи или семейное поле входит в более масштабное Поле. Я пыталась сформулировать, как то, о чем я говорю - расстановки сообществ - отличаются от этих процессов. Я заметила такую вещь, что в расстановках общественных запросов нет конкретного клиента. Ян Якоб Стам помог мне это увидеть. Общество - это и есть клиент или Гея - клиент, например. Это не персонифицировано, как в семейных расстановках. Мне интересно, есть ли у тебя ответ на вопрос об этом феномене Поля.

Сне: У меня другая точка зрения. Когда участники приходят с личным запросом, неважно, в семье или на работе, что происходит, когда ты смотришь на проблему в совершенно другом ракурсе, отстраненно? Например, это моя мать, и я в состоянии быть рядом с ней и вдали от нее. Что если ты посмотришь на проблему с уровня души, выйдя за пределы тела и психики и всех психологических установок? Из своего опыта я могу сказать, что душа в чистом виде не имеет проблем, для нее нет понятия «хорошо» или «плохо», она просто интересуется всем происходящим. Итак, что бы мы почувствовали и какие откровения получили, посмотрев с этого уровня - уровня души, на огромную массу людей, наводнившую Европу, особенно Германию и Швецию? Вот это мне интересно. Ты можешь оказаться в месте, где ты можешь посмотреть на что-то болезненное, происходящее в обществе. Война всегда болезненна. Что происходит, когда мы смотрим на это с энергией благодарности и даже принятия, говоря «да» темноте и боли?

Я знаю из опыта расстановок, что когда мы делаем это, в группе происходит нечто, дающее значительное облегчение и очень глубокое понимание того, что мир таков, каков он есть, и это хорошо. Мир может быть источником боли, и это хорошо. Это про человечность. Это не только про любовь и то, с чем мы чувствуем себя уютно и «давайте все друг друга любить». Человечность - это также о том, чтобы быть свирепыми убийцами, быть способными убивать и пытать и быть способными любить и проявлять доброту. Все это так, как есть. Это держит нас в смирении.

Я считаю очень здоровым придерживаться подобной точки зрения, это снимает тяжелый груз подобных мыслей: ох, я так хочу быть хорошей и любящей, но я не хочу смотреть на то, что сейчас нахожусь в совершенно противоположном месте.

Диана: Как ты к этому пришла?

Сне: Через жизнь и проживание жизни! Это началось тогда, когда я встретила просвещенного Мастера, о котором говорила ранее, когда познакомилась с духовными идеями и людьми, знающими гораздо больше, чем знаю я. У них было это глубокое понимание человечности, они смотрели на меня и говорили: «Но и это тоже ты». И особенно через отказ от всех моих прежних установок, какой должна быть человечность. Таким образом, системные расстановки как таковые - это не только траур по всем умершим и жертвам, но и траур по преступникам. И способность найти достоинство для преступников, так же важно, как достоинство для жертв.

Диана: В моем интервью с Лизой Иверсен она сказала, что наиболее важным в том, что она узнала от Берта Хеллингера, было дать преступнику место. Я это понимаю как найти ему место в своем сердце.

Сне: Да, да!

Диана: Лиза сказала, что она ощущала это как дар, который Берт передал. Это то, о чем ты говоришь. Когда я слышу тебя, я чувствую твое большое сердце, и на ум приходит слово «трансформация». Ты когда-нибудь проходила через процесс трансформации?

Сне: Я бы так не сказала. Однако та работа, которую мне доводилось делать, сформировала много аспектов того, кем я стала, и мое понимание вещей. Мои взгляды стали гораздо шире. Начался процесс познания того, кто я. Когда мы находимся на пути узнавания кто мы на самом деле, расстановки - очень хороший инструмент. Есть и другие методы.

Диана: Ты используешь прием «истинный уровень души». Как ты помогаешь группе туда попасть?

Сне: У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Это зависит от участников. В опытной группе я предполагаю, что они могут смотреть глазами души на всю ситуацию. Я рассказываю о душе, что у нее нет суждений, что для нее нет правильного или неправильного, она заинтересована только в том, что поможет тебе вырасти, а каждый новый опыт помогает тебе расти. Я затем спрашиваю клиента: «Ты готов позволить в этой расстановке кому-то стать заместителем твоей души или твоим представлением о душе или твоим взглядом из души?» Большинство людей хотят этого, им это нравится и они глубоко тронуты. В редких случаях человек, который стоит заместителем души, отвечает осуждающе или сомневаясь. Это свидетельствует о том, что уровень души не достигнут. Я тогда проверяю, нет ли какой-то боли, которая должна быть прежде исцелена, чтобы появилась возможность продвинуться на уровень души. Я говорю клиенту: «Я не чувствую, что это уровень души. Возможно, мы встретились с чем-то очень важным, что необходимо увидеть, прежде чем мы двинемся дальше». Из моего опыта следует, что когда подобное случается, очень полезно побыть в этом и не делать вид, что происходит что-то другое. Не у каждого, с кем мы работаем, есть это понимание души как феномена абсолютно безоценочного и вне понятий «правильно» и «неправильно». Это человеческие категории. Душа намного шире и выше выбора. Как человеческие существа мы судим, мы знаем, что есть хорошо, а что плохо. А есть точка зрения, которая может быть названа «мета-позицией». Из этой мета-позиции - довольно удаленного места, места «большой картины», - жизнь приобретает другое значение и личная история становится менее значимой. События мирового масштаба становятся немного более очевидными и ясными.

Диана: У тебя есть своя карта мира? Например, насколько я знаю, карта Берта Хеллингера предполагает движение от семьи, до души семьи, духовного сознания и сейчас - к космической энергии. Или работы суфийского мастера Ливелин Вогн-Ли, который говорит о «Мировой Душе»4, которая существует на уровне общества.

Сне: Вообще у меня очень широкая карта. Для системых расстановок я использую карту Архетипов Души5, что позволяет людям расширить взгляд на происходящее. На данный момент эта карта идеальна для меня. Суфизм имеет большую и многоуровневую карту. Так, например, в расстановке ты можешь поставить заместителя в роль смотрящего на ситуацию глазами суфийского мастера.

Диана: Или для христианина посмотреть на ситуацию глазами Иисуса. Это открывает больше возможностей! Как бы ты посоветовала подготовиться расстановщикам, чувствующим желание работать с глобальными запросами?

Сне: Для начала, поработать с собой. Найти войну внутри себя, если тема войны тебя интересует; найти беженца внутри себя; позаботиться о себе. И затем все остальное придет к тебе через это. Просто следуй путем познания себя. Найди исцеление. Найди свое сердце. Будь терпеливым. На мой взгляд, это лучшая подготовка.

Диана: О чем бы ты хотела бы предупредить?

Сне: Я бы обратила внимание на проработку расстановщиком личных травм. Потому что, когда он начинает работать на уровне сообществ, в процесс вплетается его личная история, где есть горе и боль. На внешнем плане это выглядит как работа с большими историями. А на самом деле это как бы прикрытие его внутренних процессов, работы с личными запросами.

Диана: Я полностью согласна!

Сне: Поэтому я бываю бдительна, если участник большой группы хочет провести, например, расстановку войны, которая сейчас происходит в Сирии. Я спрашиваю: «У тебя есть доступ делать это? Я предпочитаю начать работу с расстановки войны в Сирии и тебя, чтобы увидеть, как вы взаимосвязаны. Когда это проявим, бОльшее станет возможно».

Диана: Ты готовишь заместителей?

Сне: Я не провожу дополнительной подготовки заместителей. Мы работаем с общественными запросами. Это случается на группах, с которыми я занимаюсь долгое время, например, мои учебные группы. Я только начала трехгодичную учебную группу, и в конце второй четырехдневной сессии мы сделали расстановку о кризисе беженцев в Германии. К этому вопросу в Германии большой интерес. Я разделила комнату веревкой на две части и также поделила группу на две части. Первая группа в одной части комнаты замещала беженцев. В другой части комнаты были заместители тех, кто жил в стране, куда хотели попасть беженцы. Они были проинструктированы молча следовать движениям, которые захотят произойти. Случились очень глубокие процессы, которые длились 20-30 минут, пока движение не утихло.

Затем я подошла к каждому участнику и попросила поделиться опытом. Наиболее поразительным в опыте беженцев было то, что им было очень стыдно оказаться в подобной ситуации. Стыд был их самой большой проблемой. С противоположной стороны были разнообразные реакции. Некоторые чувствовали: «о нет, я не хочу этого, не приближайся ко мне»; другие чувствовали: «да, я готов к тому, что ты придешь». И все промежуточные состояния. А некоторые прошли от первоначального «нет» и до согласия протянуть руку.

Мы продолжили обсуждение в малых группах и завершили его в большой группе. Для всех нас это было словно важное для личного развития обучение - делиться откровениями о человечности того, что стоит за происходящим. Все были глубоко тронуты внутри: мы увидели, какими мы были, открытыми или нет - тому, чтобы принять страхи и боль, и стыд внутри себя. Это было полезно.

Диана: Прекрасно! У меня есть ощущение, что два движения происходящие в мире, такие, как в общем-то нежелательный кризис беженцев, и объединение сообществ с целью создать новую парадигму (иногда называемое «движение движений»6) - выглядят как взаимодействие нового уровня. Неудивительно, что на твоем тренинге студенты уже на ранней стадии обучения хотят работать с общественными запросами.

Сне: Участники моих семинаров имеют большой опыт системных расстановок, они делали для себя личные работы и знают, что будут вместе три года, так что такая группа - «безопасный резервуар». А ведь давление извне велико. Ты не можешь открыть газету в Германии, чтобы не увидеть новости про беженцев и чем-то драматичном и радикальном, что произошло в одном из лагерей. Нас захлестывает информацией. Эти «горячие факты» обжигают!

Диана: У нас два «горячих» запроса в Канаде. Первый - мы приняли 25000 Сирийских беженцев в течение последних нескольких месяцев, многих через частное спонсирование. Вторая - это наши отношения с нашими коренными народами. Окончательный отчет шестилетней комиссии по установлению истины и примирению в школах-интернатах (150 лет дети коренных народов были отделены от своих семей и культуры в школах-интернатах, чтобы ассимилировать их со стилем жизни колонизаторов) был опубликован в декабре 2015 г. Это призыв к действию для Канады и ее учреждений и граждан - установить правильные отношения с коренными народами. Я была бы рада предложить расстановки для некоренного населения с целью исследовать влияние нашего взгляда поселенца/колонизатора на правильные отношения.

Я чувствую небольшое сомнение, чтобы предложить это, хотя внутри меня есть очень большой импульс это сделать. Я заметила, что вы оба с Яном Якобом Стамом не предлагаете сами делать расстановки сообществ, но ждете приглашения. Здесь в Северной Америке, где расстановочная работа не очень хорошо известна, трудно получить приглашение сделать расстановку. Большинство людей просто не знают, что это такое! Знаешь ли ты кого-то, кто может предлагать расстановки сообществ?

Сне: Моя дорогая, я никогда не предлагала их, поэтому понятия не имею, как это. Ты чувствуешь зов идти в этом направлении, я бы этому доверилась. Мне вспоминается история, которая здесь может быть полезна. Один из моих учеников много лет назад участвовал в эксперименте. Участники встречались раз в неделю. Правило было таким - никто не разговаривает. Они все приходили в комнату, не говоря ни слова. Тот, кто был готов, делал шаг в место в середине круга, кто-то следующий, почувствовав побуждение, также делал шаг в круг (или же за ряд стульев), и другие тоже могли к ним присоединиться. Все могли присоединиться. Без единого слова они совершали движения, и начинало что-то происходить. После чего следовало естественное завершение. Потом они садились и делились произошедшим. Оказалось, участникам удавалось подключиться к каналу, через который они могли наблюдать с общественного уровня поразительные вещи: жизнь такая, какая она есть; идеи, которые "витают в воздухе" в данный момент - то, чему необходимо быть увиденным и осмысленным. Случалось, что из этого могло проявиться что-то еще. Например, кто-то мог сказать, нам нужно это сделать в церкви или на политическом митинге.

Диана: И последний вопрос: в начале этого интервью ты действительно не думала, что ты делаешь расстановки сообществ. Сейчас ты могла бы дать определение или описание, что это такое?

Сне: (долгое молчание). Это трудно! Возможно, самое простое, расстановка сообществ - это не про маму и папу. Когда это касается чего-то большего, чем мы. Когда это касается сообщества, города, страны, всей планеты, Вселенной и сверх этого!

Диана: Спасибо! Мне очень понравилось, как проходило наше интервью. Я получила новые откровения и вдохновение для этой замечательной работы.

Сне: И тебе спасибо! Это было очень женское интервью, не так ли? Мне кажется путь, которым ты следуешь, прекрасен! Находи людей, которые хотят говорить об этом. Продолжай делать эти интервью! Это очень красивый путь!


1. www.gotomeeting.com - интернет-платформа для проведения вебинаров, встреч и тренингов.

2. Бернрид относится к Бернридской Международной Расстановочной Конференции проходящей в мае в Монастыре Бернрида (Kloster Bernried) в южной Германии с 2001 г. http://www.constellations-intensive.de/about.html

3. Расстановки хаотичного движения - это расстановки, в которых не названные или частично названные заместители свободно двигаются в пространстве, проявляя динамики без видимого вмешательства расстановщика (но при его внутреннем участии в расстановке). Устоявшегося термина для таких расстановок нет, разные авторы могут называть такие расстановки «свободными», «расстановками целительного круга», «аутопоэзом» и др. При внешнем сходстве эти расстановки различаются настроем ведущего и фокусом его внимания, а также, в некоторых случаях, дополнительными энергетическими практиками, которые ведущий привносит в такую расстановку (например, работа с архетипами или пение мантр) - Примечание научного консультанта.

4. Вогн-Ли Ливелин, Возвращение женского и Душа Мира: коллекция записок и бесед. Издательство Pt Reyes, CA: The Golden Sufi Center, 2011.

5. Архетипы Души: целитель - артист - воин - ученик - мудрец - священник - император/императрица. По материалам «Архетипов Души» Хассельмана, Варда и Франка Шмолке. Verlagsgruppe Random House, 1998.

6. Ривера Сан «Пробуждая движение движений» http://www.truth-out.org/speakout/item/35079-awakening-the-movement-of-movements. 3 марта 2016, доступно с 22 марта 2016.


 


Обновлено (14.12.2018 20:53)